В статье рассмотрены вопросы привлечения к ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ, лиц, осуществляющих грузоперевозки и допустивших перегруз и перевозку негабарита, указаны штрафы, предусмотренные статьей 12.12.1 КоАП РФ за перегруз и негабарит, лица, подвергнутые штрафу за перегруз и негабарит по статье 12.21.1 КоАП РФ, узнают о том, как оспорить и не платить незаконные штрафы.
Содержание статьи
- Ответственность за перегруз и негабарит
- Штраф за перегруз и негабарит
- Как оспорить и не платить штраф
Ответственность за перегруз и перевозку негабарита
Статья 12.21.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, по дорогам РФ, выполняющего грузоперевозку с превышением разрешенных нормативов веса (перегруз) или допустимых габаритов (негабарит).
Норма закона, рассматриваемой статьи кодекса РФ об административных правонарушениях, достаточно объёмная и включает в себя одиннадцать частей и примечание.
Ранжирование ответственности за перегруз и перевозку негабарита по размеру штрафа зависит от следующих условий:
- количественного превышения нормы допустимой нагрузки на ось транспортного средства;
- количественного превышения допустимой массы транспортного средства, установленной заводом-изготовителем;
- количественного превышения размера допустимых габаритов транспортного средства;
- наличие (отсутствие) специального разрешения на грузоперевозку негабарита или перегруза;
- степени превышения количественных нормативов, указанных в специальном разрешении на перевозку груза;
- соответствия сведений о грузе отраженных в специальном разрешении на его перевозку, сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных на груз;
- выявления нарушения уполномоченными должностными лицами или его фиксации камерами, работающими в автоматическом режиме.
По кругу лиц, подлежащих ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ различают следующие категории лиц, задействованных в процессе перевозки:
- водитель, выполняющий грузоперевозку;
- собственник либо арендатор транспортного средства;
- грузоотправитель;
- лица, ответственные за погрузку и размещение груза на транспортном средстве.
По организационно – правовой форме:
- физические лица со статусом предпринимателей без образования юридического лица или без такового;
- юридические лица.
Первым под «прицел» инспекторов ГИБДД и транспортной инспекции, осуществляющих контроль грузоперевозок автотранспортом, всегда попадает водитель, управляющий грузовым автомобилем с перегрузом или перевозящим негабарит. В одних случаях он получает штраф (например, части 1, 2, 4, 7 – 11), в других (части 3, 5, 6) кроме штрафа, лишается права управления транспортными средствами, со всеми вытекающими из этого наказания последствиями.
Потеря работы до окончания срока лишения водительских прав, последующее прохождение процедуры восстановления прав (медицинская комиссия, сдача экзамена по ПДД в ГИБДД), являются следствием привлечения к ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ.
Вторым по очереди, в ряду лиц, привлекаемых к ответственности по рассматриваемой статье, становится собственник транспортного средства. Несмотря на то, что лишение водительских прав ему не грозит, наказание «рублём» будет на порядок выше, чем у водителя. Ведь кроме административного штрафа, перевозчик может получить иск о возмещении вреда, причиненного неисполнением договора, заплатит неустойку и убытки, предусмотренные соглашением о перевозке.
Следующими, кого могут привлечь к ответственности – это грузоотправители и перевозчики, допустившие нарушения погрузки и размещение груза.
Наряду с административной ответственностью за перегруз и негабарит, законодательство предусматривает и гражданско-правовую ответственность за причинение ущерба дороге, при грузоперевозке, выполненной с нарушением установленных законом правил.
Штраф за перегруз и перевозку негабарита
За нарушения правил и условий перевозки негабарита и перегруз транспортного средства, в качестве наказания, закон предусматривает наложение административного штрафа на виновных лиц, указанных в статье 12.21.1 КоАП РФ. Размеры штрафов колеблются от нескольких тысяч до пятисот тысяч рублей. Наименьший размер применяется к водителю, то есть физическому лицу, выполняющему грузоперевозку по заданию работодателя (арендатора, грузоперевозчика ИП или ЮЛ). Максимальному размеру штрафа подвергаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – собственники транспортных средств.
Следует отметить, что при выявлении нарушений, предусмотренных ч. 1-6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в качестве меры пресечения выявленного правонарушения, в соответствии со ст. 27.13 Кодекса, может применяться задержание транспортного средства, с использованием блокирующих устройств либо помещением т/с на специализированную стоянку. После устранение причины задержания, должностное лицо применившее указанную меру, отменяет решение и транспортное средство уже на законных основаниях может продолжить свой путь.
Как оспорить и не платить штраф за перегруз и негабарит
Важно знать, что привлечение к административной ответственности за нарушение правил грузоперевозок, сопряженных с перегрузом и негабаритом, имеет свою специфику. Основополагающим принципом, которым должны руководствоваться должностные лица транспортной инспекции и ГИБДД является соблюдение законности, при производстве по делам об административных правонарушениях.
Подробности в статье:
По правде говоря, с законностью в деятельности госорганов, год от года всё хуже. Несоблюдение порядка и условий производства по делам рассматриваемой категории, позволяет обжаловать вынесенные постановления за перегруз (негабарит) и признать акты о назначении наказаний незаконными. При этом аннулируются не только сами штрафы, но и постановления о лишении прав управления транспортными средствами, вынесенные в отношении водителей, перевозивших указанные грузы.
Подробности в материале:
Успешно оспоренные постановления, вынесенные должностными лицами уполномоченных органов, исключают возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда дороге по маршрутам следования подвижного состава и позволяют субъектам грузоперевозок не платить незаконные штрафы в сотни тысяч рублей в пользу государства.
Рекомендации по оспариванию незаконных штрафов за перегруз (негабарит) сводятся к следующим моментам
- Пытаясь во что бы то ни стало привлечь перевозчика к ответственности за случайный или намеренный перегруз, сотрудники ГИБДД часто не обращают внимание на наличие договорных отношений между участниками грузоперевозки. При этом, после взвешивания т/с и выявления нарушений, настоятельно советуют водителям согласиться с виной, во избежание более строго наказания, задержания т/с и прочих неприятных последствий. В такой ситуации следует задуматься: а стоит ли брать на себя вину за «чужие грехи»?
- Практикующие юристы советуют никогда не признавать нарушение правил перевозки на стадии составления первичных документов. Например, если погрузка производилась грузоотправителем, отвечающим за его размещение на транспортном средстве, согласно товарно-транспортным накладным, то грузоперевозчик может добиться привлечения отправителя груза к ответственности и взыскать с последнего причиненные убытки.
- Оспорить штраф за перегруз и признать его незаконным можно по так называемым «формальным» основаниям. Для этого следует обратиться к практикующему в сфере грузоперевозок юристу, который проверит соответствие процедуры привлечения к административной ответственности требованиям закона. При выявлении нарушений, составляется мотивированная жалоба на постановление, и оно подлежит отмене, а дело - прекращению.
- Правонарушения по статье 12.21.1 КоАП РФ должны рассматривать должностные лица, по месту их совершения. Однако, место выявления нарушения далеко не всегда совпадает с местом его совершения. По логике закона протокол об административном правонарушении составляется по месту его выявления и должен направляться для рассмотрения по месту его совершения, то есть в регион, где производилась погрузка или, при наличии ходатайства – по месту регистрации лица, подлежащего привлечению к ответственности. Несоблюдение этого императива является основанием для признания постановления незаконным.
Анализ правоприменительной практики по оспариванию постановлений о штрафах за перегруз (негабарит) свидетельствует о том, что авто-грузоперевозчики осуществляют деятельность на основании составленных ими же договоров, содержащих немало положений, противоречащих российскому законодательству. Такое положение дел наделяет профессиональных юристов широкими возможностями по успешному оспариванию вины грузоперевозчиков по делам рассмотренной категории.
Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.